?

Log in

No account? Create an account

Саграда Фамилиа

« previous entry | next entry »
апр. 13, 2008 | 05:15 pm

Продолжение. Начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



В истории собора факты настолько тесно переплетены с городскими легендами, что в изложении разных гидов они звучат совершенно по-разному. Я склонен больше доверять прекрасной во всех отношениях даме по имени Лана, о которой даже коллеги-конкуренты, русскоязычные чичероне, говорили, как о непререкаемом авторитете в арт-нуво вообще и в Гауди в частности. Добавьте к этому милое обаяние, пятнадцатилетний опыт и нескрываемое желание поделиться своей любовью к Барселоне. Автор книг, сотрудничает с университетской кафедрой архитектуры, обитающей, кстати сказать, в построенных Гауди конюшнях (см. предыдущий пост и ворота с драконом). В общем, нам повезло (везение это имеет отдельный сюжет, в котором задействованы лидер христианско-демократической народной партии Юрий Рошка, традиционная миграция молдаван в другие бывшие римские провинции, католический праздник Пасхи и прочие сущности - но речь не об этом ).

    

Итак, жил-был в середине XIX века книготорговец Хосе Мария Бокабелла, хранил деньги в кубышке, слыл прагматиком и человеком не склонным к щедрости. Говорили даже, что он скрывал доходы от налоговой инспекции. Жил он, естественно, в Барселоне. Трудно сказать, когда именно провидение избрало его в качестве медиума: то ли в 1866 году в монастыре Монсеррат при созерцании им картины "Бегство в Египет", где фигурировал его тезка Св.Иосиф, то ли семью годами позже, когда после паломничества к Святому престолу в Риме он посетил Лорето, куда во времена крестоносцев был перенесен из Нацэрэта дом Святого семейства. Так или иначе, человек этот испытал духовное перерождение, основал конгрегацию почитателей Св.Иосифа, купил землю и отдал подряд архитектору Франсиско дель Виллару. Денег у конгрегации было мало, а дель Виллар не рассматривал этот проект в качестве приоритетного, главным образом, по соображениям материальным. Более того, он рад бы был от него избавиться. Проблему, однако, составляло понятное нежелание других архитекторов заканчивать начатое их коллегой (в этом смысле, нравы второй половины XIX века в обстановке строительного бума мало отличаются от современных, - это я вам на основании собственного опыта говорю).



По счастью, у дель Виллара был молодой ассистент, фамилию которого вы уже, наверное, угадали. Свой первый план алтаря собора и капеллы Св.Иосифа Гауди подписал в 1884-м, когда ему исполнился 31 год. Впрочем, от смены архитектора материальные затруднения конгрегации никуда не исчезли. Следуя плану дель Виллара, Гауди достраивает (1890) неоготическую крипту, но он уже достаточно известен, не обделен заказами, а бюджетные ограничения друзей Св.Иосифа не сулят ему достаточного простора для реализации своих идей. Однако, провидение вновь вспоминает о своем венчурном проекте, и конгрегация неожиданно получает анонимное пожертвование (известно  только, что даритель - женщина) - 800.000 песет, сумма по тем временам весьма значительная.



Дальше проявляется извечная диалектика возвышенного и земного. Казначей духовного общества, проделав необходимые калькуляции, обнаруживает две новости - хорошую и плохую. Хорошая состоит в том, что денег с избытком хватает для завершения первоначального, прямо скажем, не слишком амбициозного проекта. Плохая же - лично для него: бюджет будет в значительной мере недоосвоен, строительство в скором времени завершится, а с выполнением основной задачи денежные потоки, проходящие через его руки, обмелеют и даже иссякнут. Все эти обстоятельства, невыносимые для разума любого профессионального казначея, подталкивают его к весьма логичному шагу: он предлагает Гауди пересмотреть бюджет в сторону его увеличения.Архитектор воспринимает это предложение, как и подобает человеку творческому. Он больше не думает о финансовой составляющей, полагая ее по умолчанию безграничной. И (тут опять упомянутая диалектика) внезапно осознает, что именно Саграда Фамилиа должна стать тем opus magnum, благодаря которому его имя сохранится в веках. С этого момента замысел становится грандиозным: вдвое больше Сан-Марко, на 20 м выше Св.Петра. Он строил его до самой смерти в 1926-м, и фасад Рождества Христова стал ему главным памятником.



При Франко все было остановлено до 1953 года, но к 1976-му был закончен противоположный фасад - Страстей Христовых и Распятия. По ряду причин,  здесь нет его фотографий, но представление о стилистике и об исполнении вы можете получить по деталям строящегося фасада Славы (слева на верхнем снимке и снимок внизу). Первое впечатление - евроремонт в районном доме культуры, отданный на подряд Уолту Диснею. Я утрирую, конечно. Нас даже убеждали, что откровенно бетонные формы фасада Страстей больше соответствуют его инфернальному духу, что там были бы не так уместны растительно-морские мотивы фасада Рождества. Может быть. Но чувство чужеродности и повторения в виде фарса меня не покидает.



На самом деле, все может оказаться еще хуже, поскольку главная башня - башня Спасителя высотой 170 м - еще не выстроена, но уже ясно, что фасад Рождества на ее фоне будет смотреться совершенно по-иному. Собственно, так и было предусмотрено проектом Гауди, но разительный контраст между авторскими рисунками фасада Страстей и его реальным видом наводит на самые грустные предчувствия.

    

Поводом для утешения остается великолепие каждой детали восточного фасада, над которыми уже не властно ни время, ни усилия наших современников.

    

И это - тоже Гауди, позаботившийся о том, чтобы окружение собора гармонировало с ним самим.

Всем интересующимся рекомендую прекрасный текст П.Вайля, виртуальную книгу "Евангелист Антоний" и недавний пост юзера rudzin, которые помогли мне при написании этих заметок.

Link | Leave a comment | Поделиться

Comments {8}

nebotticelli_xl

(no subject)

from: nebotticelli_xl
date: апр. 13, 2008 03:02 pm (UTC)
Link

< евроремонт в районном доме культуры > - один к одному мои ощущения от собора. Сказочно прекрасные отдельные детали и ансамбли - и общее впечатление: к пуговице пришивают пиджак.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: апр. 13, 2008 03:13 pm (UTC)
Link

Я, только почитав Интернет, понял, какого размера пиджак собираются пришить. Утешает лишь то, что лет через 200 гид будет рассказывать нашим праправнукам про "своеобразный ансамбль, возникший в результате преломления стилистики Гауди в призме более поздних концептов и технологий", а потомки будут смотреть и на то, и на это, как мы - на собор Парижской Богоматери: не в состоянии различить, есть там эклектика, или это такое единство стиля - больно все архаично уже.

Reply | Parent | Thread

Иванов-Петров Александр

(no subject)

from: ivanov_petrov
date: апр. 13, 2008 04:09 pm (UTC)
Link

диснейленд на тему религии, как мне кажется. Хотя местами занятно

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: апр. 13, 2008 07:37 pm (UTC)
Link

Чуть не так, мне кажется. В Испании все, что связано с религией, подчеркнуто театрализовано. Мы гуляли по центру вечером в страстную пятницу и видели процессии всех конгрегаций: люди в черных и белых одеяних с высокими колпаками и прорезями для глаз, колонны дам в черных мантильях с гребнями, фигуры Святой Девы на носилках, факела, барабанный бой. Не только в антураже дело, часть национальной культуры - воздух этим пропитан. Сейчас уже меньше, но 100 лет назад, наверное, это сильно ощущалось. Был ли Гауди глубоко религиозен? Едва ли, хотя, по некоторым свидетельствам, к концу жизни - да. Может быть, религиозному чувству собор ничего и не дал, но архитектурно это, по крайней мере, интересно.

Reply | Parent | Thread

messala

(no subject)

from: messala
date: апр. 13, 2008 05:23 pm (UTC)
Link

Да, Фасад Рождества впечатляет. Я вот давно (наверное, еще до знакомства с Гауди) думал, что так роднит готику и модерн. Видимо то, что они в равной степени не архитектура. Они не стоят на земле. Не зря же Гауди свои здания в буквальном смысле лепил. Напильником рихтовал.

А кто руководит строительством? То есть кто имеет полномочия трактовать проекты Гауди, и, в конце концов, может сказать "хватит"?

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: апр. 13, 2008 07:42 pm (UTC)
Link

Модернизм родился с изобретением бетона. В напильниках уже не было нужды, технология практически не ограничивала формообразование. Про полномочия ничего не знаю, но подход барселонцев к городской архитектуре позволяет думать, что есть весьма авторитетный коллегиальный орган, принимающий решения. Что, как выясняется, ничего не означает.

Reply | Parent | Thread

messala

(no subject)

from: messala
date: апр. 13, 2008 07:53 pm (UTC)
Link

Про напильник я, естественно, фигурально. Я имел в виду, что Гауди уже построенные здания формировал -- там добавить, сям убрать...

А бетон изобрели древние римляне.

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: апр. 13, 2008 08:03 pm (UTC)
Link

На самом деле, еще раньше - в шестом тысячелетии до н.э. И в Древнем Египте тоже. Но в XIX веке появились новые технологии, сделавшие его очень практичным, прочным и долговечным стройматериалом.

Reply | Parent | Thread