?

Log in

No account? Create an account

Анти-Юнг

« previous entry | next entry »
авг. 11, 2009 | 01:51 pm

Религия как форма объективации внутренних этических принципов индивида.

Link | Leave a comment | Поделиться

Comments {9}

впс

(no subject)

from: vsopvs
date: авг. 11, 2009 02:32 pm (UTC)
Link

или как объективация этических требований группы?

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: авг. 11, 2009 02:57 pm (UTC)
Link

Это я себе отвечал на вопрос, почему многие люди, доселе не испытывавшие насущной потребности в вере, стали религиозны. Тренд постюнговской эпохи. У него объективация - путь из религии: "отделение сознания от объекта настолько, чтобы индивид больше не помещал гарантию своего счастья, а иногда и жизни в неких внешних посредников, будь то люди, идеи, обстоятельства." "... если он способен объективировать безличностные образы и соотноситься с ними, тогда он соприкасается с той жизненно важной психологической функцией, которая с момента пробуждения человеческого сознания находилась под попечением религии".

Reply | Parent | Thread

впс

(no subject)

from: vsopvs
date: авг. 11, 2009 03:58 pm (UTC)
Link

мне, конечно, не по силам ни серьезный комментарий, ни осмысленная интерпретация взглядов Юнга, просто удивляет тот факт, что человек, предложивший концепцию коллективного бессознательного интерпретирует религиозное сознание только в рамках психологии индивида.

мне всегда казалось, что самые плодотворные подходы к анализу религии (и религиозности) - те, что имеют дело с видом, а не с индивидом.

нынешний возврат к религии в России (речь о России, конечно?) очень многопланов, согласитесь. в нем есть и откровенно манипулятивный аспект, но и, конечно, есть заметная группа, для которой объективация в смысле Юнга, "индивидуальный способ обретения формы" (навязанная, кстати, принудительно секуляризированным обществом) всегда была "в лом", так что в этом смысле - наверное да, определенный откат имеет место, но именно откат, возврат к блаженному состоянию до грехопадения материализма...

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: авг. 11, 2009 04:16 pm (UTC)
Link

Я смыслю в этом еще меньше. Просто задумался (в очередной раз), почему разговоры на этические темы неизбежно выводят на евангельские максимы. Понятно, что это более авторитетный источник, чем "меня так родители воспитали" или "селезенкой чувствую". И все же... Может быть, канонические религиозные тексты - язык, на который удобно переводить свои ощущения, чтобы быть понятым другими. Откуда-то слетело слово "объективация", решил проверить точное значение, а там - те самые цитаты из Юнга. Забавно. Разные времена - разные заботы.

Reply | Parent | Thread

впс

(no subject)

from: vsopvs
date: авг. 11, 2009 04:23 pm (UTC)
Link

вот этот взгляд мне как раз очень близок: "Может быть, канонические религиозные тексты - язык, на который удобно переводить свои ощущения, чтобы быть понятым другими." религиозные тексты в этом смысле не отличаются от притчи и вообще любой литературы, одна из функций которой - не просто морализаторство, но способ удобной и быстрой синхронизации ощущений, взглядов, позиций.

собственно, люди, читавшие (и любящие) одни и те же книги, в некотором смысле принадлежат к одной религии :) Евангелие в этом смысле не хуже Ремарка, конечно.

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: авг. 11, 2009 08:02 pm (UTC)
Link

Евангелие отличается тем, что моральные ценности там заботливо препарированы и подготовлены для прямого применения внутрь и наружу. На мой вкус, чересчур заботливо. Я уж лучше буду держаться ордена блаженного Ремарка.

Reply | Parent | Thread

Yury

(no subject)

from: ukrfan
date: авг. 16, 2009 10:06 am (UTC)
Link

В начале ноября 2008 г. голландский пастор Клаас Хендриксе издал книгу под названием "Верю в Бога, которого не существует: Манифест пастора-атеиста". В течение месяца книгу переиздали еще два раза.
В своей книге Хендриксе рассказывает, как со временем в нем крепла уверенность в том, что Бога не существует. По мнению пастора, это не лишает его возможности употреблять слово "Бог", говоря о качестве отношений между людьми, а не о Божественном Существе.
"То, что Бога не существует, для меня не препятствие, а наоборот предварительное условие для веры в Него. Я верующий атеист, - пишет он в своей книге. - Бог для меня не является Живым Существом, этим словом я описываю определенные отношения между людьми. Например, человек говорит "я никогда не оставлю тебя" и затем исполняет свое обещание. Такие отношения без сомнения можно назвать "божественными".

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: авг. 16, 2009 11:12 am (UTC)
Link

Я читал это в новостях или у кого-то в ЖЖ. С удовольствием распил бы с пастором бутылочку хорошего алкоголя под неторопливую беседу, да.

Reply | Parent | Thread

Yury

(no subject)

from: ukrfan
date: авг. 16, 2009 11:24 am (UTC)
Link

Я бы даже поставил ему ее:)

Reply | Parent | Thread