?

Log in

No account? Create an account

О загадочной эффективности математики

« previous entry | next entry »
янв. 23, 2007 | 10:16 pm
mood: истерический смех

Сегодня я пережил культурный шок.

В 2001-м году я начал один проект в сфере телекоммуникаций. По принципу - ввяжемся в бой, а там посмотрим. В январе 2002-го был сведен первый баланс. Откровенно говоря, баланс был жиденький.

Для очистки совести составил тогда прогноз на пять лет. Ну, вы знаете, как составляются прогнозы в условиях полной неопределенности. Проводится прямая линия с "нестыдным" углом наклона (это будет рост оборотов). Замеряется маржа (разница между объемом оказанных услуг и их себестоимостью) в процентном отношении к обороту (margin share) по итогам первого года. Та же операция производится с прибылью (EBIT share). Так появляются еще две прямые. Т.е. считается, что внутренняя экономика остается неизменной, а бизнес со временем расширяется линейно. Качество такого прогноза легко оценит любой студент-старшекурсник. Еще вопрос, что лучше: иметь такой прогноз или не иметь никакого.

Шли годы, смеркалось. Пару раз за это время под православное Рождество я заглядывал в файл с картинкой и быстренько выглядывал обратно, чтобы  не успеть слишком расстроиться. А потом и заглядывать перестал.

И вот приносят мне сегодня свежеиспеченный баланс-2006. И я вспоминаю о прогнозе пятилетней давности, срок действия которого как раз истек. Угадайте, какое расхождение плана с фактом получилось на пятом году.

1% по оборотам и 0% по прибыли. Вот, как такое может быть, а?

Метки:

Link | Leave a comment |

Comments {13}

kdv2005

(no subject)

from: kdv2005
date: янв. 23, 2007 08:32 pm (UTC)
Link

!!!

Я уж хотел ехидно добавить, что две траектории случайного блуждания на плоскости встречаются с вероятностью 1, но вовремя спохватился, ведь Вы указали и момент времени. А вот это уже -- высокий класс!

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: янв. 23, 2007 09:35 pm (UTC)
Link

Не, ну не бывает так в реальной жизни. Как говорил покойный академик Легасов (или Александров?), "невероятное стечение маловероятных обстоятельств".

Reply | Parent | Thread

kdv2005

(no subject)

from: kdv2005
date: янв. 23, 2007 09:40 pm (UTC)
Link

Главное -- это не повторить этот результат еще через пять лет. Иначе о спокойной жизни придется забыть.

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: янв. 23, 2007 09:44 pm (UTC)
Link

Уже начинаю бояться. Экстраполируя рассуждение Бора о подкове: "Иногда это действует даже против желания".

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: gigienishvili
date: янв. 23, 2007 08:40 pm (UTC)
Link

А кроме вас кто нибудь имеет возможность заценить феномен?

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: янв. 23, 2007 09:32 pm (UTC)
Link

Да. Мой партнер и финансовый директор. Как фиансист (и как медик по первой специальности) у него идеосинкразия к прогностике. Когда он принес баланс, довольный в двух смыслах (баланс хороший + он его свел), я попросил его напомнить, в какой из папок на сервере лежит злополучный прогноз. У него мимика богатая (старый КВНщик). Вот он лицом мне и сказал все, что он думает о взрослых дядях, играющих в детские игрушки. Когда я открыл файл и начал истерически ржать, он подумал, что пришла пора применять его первую специальность. А я говорить не мог, просто вылез из-за стола и уступил ему место за компьютером. Потом долго ржали дуэтом. Ну, и всякие малоцензурные междометия в промежутках между пароксизмами.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: янв. 23, 2007 10:22 pm (UTC)
Link

При хорошо развитой интуиции (не возьмусь пояснить это понятие) прогнозы в условиях неопределенности удаются даже лучше, чем при достаточном количестве знаний о системе. Непонятно, как это происходит, но сам факт многократно наблюдался.
Ну и в любом случае - Вы молодец :)

Reply | Thread

pussbigeyes

Спасибо

from: pussbigeyes
date: янв. 23, 2007 10:30 pm (UTC)
Link

Да, я тоже это заметил. Просто такое попадание - впервые. Истины, на самом деле, азбучные. "Ты имеешь то, что измеряешь". Это Первый закон. Сам факт производства замеров непостижимым образом влияет на показатель в сторону улучшения. С прогнозами все не так однозначно, но на достаточно больших выборках взятые абсолютно с потолка цифры таинственным образом материализуются. Интуиция - это опыт подкорки.

Reply | Parent | Thread

Андрей (Витальевич) Василевский

офф-топ

from: avvas
date: янв. 28, 2007 10:27 am (UTC)
Link

С Днем Рождения!

Reply | Thread

pussbigeyes

Re: офф-топ

from: pussbigeyes
date: янв. 28, 2007 03:52 pm (UTC)
Link

Большое спасибо! Мне очень приятно.

Reply | Parent | Thread

B M

(no subject)

from: aka_b_m
date: янв. 28, 2007 12:47 pm (UTC)
Link

Математика загадочно эффективно добавила единичку к отчёту. Или вычла?
С Днём Рождения!

P.S. Загляните к Бобу Тенелли - надеюсь, приятно удивитесь ;-)

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: янв. 28, 2007 03:58 pm (UTC)
Link

Единичка есть единичкв. Заведомо больше нуля, что само по себе приятно. Остальное зависит от точки зрения. Я смотрю на это дело философски-оптимистически.

Большое спасибо! Я намеренно случайно оказался под Зальцбургом, весь день отвечал на звонки, не слезая с лыж. Вот, наконец, до ЖЖ добрался. Сейчас и к Бобу загляну.

Reply | Parent | Thread

Профсоюз ботов ЖЖ поздравляет Вас с Днем Рождения!

from: birthdaybot2
date: янв. 28, 2007 05:10 pm (UTC)
Link















link (при поддержке ru_bots)

Reply | Thread