?

Log in

No account? Create an account

Не той дорогой идете, товарищи!

« previous entry | next entry »
июн. 3, 2007 | 11:22 pm

Cтатья А.Ткаченко в журнале "Фома". Называется "Апокалипсис начинается в полдень". Выпуск тематический, тема номера "Стругацкие: христианский взгляд".

Стругацкие изобразили мир, в котором люди безнадежно забыли о Воплощении и Крестной жертве Спасителя, в котором нигде не видно Церкви, в котором мерилом всего стал человек. Этот мир не знает войн и голода, но стоит на грани великих потрясений и катастроф. И спасать человечество от грядущих бедствий берется некий супермен-люден, выходец из человеческой среды, но уже не человек. Тем, кто знаком со Священным Писанием, наверное, уже все понятно. Христианское вероучение именно так описывает состояние человечества перед концом света...

...Это будет время, когда Церковь уйдет в пустыню, и Господь будет питать ее там до Своего Второго пришествия. А над объединенным после “психосоциальных” и прочих потрясений человечеством встанет, как “над пропастью во ржи”, сверхчеловек, которого вполне можно назвать – люден. Или – нелюдь, поскольку он появится на свет в результате какого-то генетического эксперимента и человеком в полной мере уже не будет. Церковь называет его зверем, или – антихристом.
Поэтому в Мире Полудня у Стругацких нет ничего, что сделало бы его неприемлемым для христианского сознания. Напротив, Христос прямо сказал своим ученикам: “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” (Лк. 21, 28).

Это - вывод. Остальное легко реконструировать. Стругацкие велики, потому что ставили правильные вопросы, но все их герои, по существу, - несчастные запутавшиеся люди. Исключение сделано для Горбовского, обронившего, перед тем чтобы исчезнуть, фразу "мораль задана до нас".

От прочтения осталось чувство, какое бывает от невольно подслушанной пошлости в адрес уважаемого тобой человека.

Link | Leave a comment |

Comments {42}

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: июн. 3, 2007 08:31 pm (UTC)
Link

Стаью не читал и не буду, мне достаточно Вашего изложения. Вижу безусловно хорошую новость: теперь братья получают неплохие шансы стать дозволенным чтением. А то мало ли как могло сложиться... Вот у Толстого-то не сложилось... Прочитаешь какой-нибудь Севастопольский рассказ - и оскоромишься сам того не зная. Лучше не рисковать.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: июн. 3, 2007 08:39 pm (UTC)
Link

"Фома", насколько я понимаю, относительно либеральной направленности журнал. Адресован светским читателям, интересующимся православием. Так что, не расслабляйтесь.

Reply | Parent | Thread

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: июн. 3, 2007 09:12 pm (UTC)
Link

Конечно, я не забыл о вечной борьбе Тьмы и Света... Это вольнодумные референты ЦК богословы.

Reply | Parent | Thread

flying_bear

(no subject)

from: flying_bear
date: июн. 3, 2007 09:29 pm (UTC)
Link

Понятно, что это все не о том и не так. Но, кстати сказать, даже когда я был большим поклонником Стругацких (сейчас нет), книги о "мире Полдня" мне было трудно воспринимать всерьез (исключение - "Далекая Радуга", где никаких прогрессоров и все очень серьезно; черная стена над степью и замершие суслики на фоне стены - до сих пор помню). Любимые книги - Улитка, Лебеди и За миллиард лет...

Reply | Thread

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: июн. 3, 2007 09:37 pm (UTC)
Link

Значит, к "Трудно быть богом" имеются претензии? Может быть, сформулируете как-нибудь, когда будет минута? Заслуживает отдельного поста.

Reply | Parent | Thread

flying_bear

(no subject)

from: flying_bear
date: июн. 3, 2007 10:16 pm (UTC)
Link

Претензий нет. Но, понимаете, я ее прочел, ну, когда она там вышла в БСФ? Лет в десять, наверно. И потом перечитывал много раз, подростком, выучил почти наизусть. Там она у меня и осталась. Как книга, которой очень обязан, которая была для меня в свое время важна. Это на самом деле хорошая книга, но... в общем, я даже специальный пост написал, про то, что остается. Он там у меня сверху.

Reply | Parent | Thread | Развернуть

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: июн. 3, 2007 10:12 pm (UTC)
Link

Я вовсе не против содержательного анализа с христианских позиций. Содержательного, серьезного. Но это очень непростой был бы, наверное, разговор. Заодно, возможность попробовать на прочность и гибкость саму доктрину в чужой для нее среде.

А от этой профанации в духе рассмотрения с марксистско-ленинских позиций Федора нашего Михайловича Достоевского - с души воротит.

Reply | Parent | Thread

flying_bear

(no subject)

from: flying_bear
date: июн. 3, 2007 10:17 pm (UTC)
Link

Я совершенно с Вами согласен, статья, мягко говоря, несерьезная. Просто мне показалось занятным, что для кого-то Стругацкие - это в первую очередь "Мир Полдня" (а дальше за это можно ругать или хвалить). А для меня - совсем нет.

Reply | Parent | Thread | Развернуть

mike67

(no subject)

from: mike67
date: июн. 3, 2007 10:52 pm (UTC)
Link

Что ж - это только подчеркивает, насколько АБС популярны.

Reply | Thread

Profi

Занимательная колористика

from: profi
date: июн. 4, 2007 07:12 am (UTC)
Link

Топ-топ-топ-топ... Это маршируют "воцерквленные комиссары". За серыми всегда приходят коричневые. А потом коричневые разлагаются на составляющие - черных и красных. Практически неразличимых за серостью. Но есть миры, где именно эти два цвета являются устойчивыми доминантами. А культпросветы - это случайнось. Капризы истории.

Reply | Thread

pussbigeyes

Ку

from: pussbigeyes
date: июн. 4, 2007 07:35 am (UTC)
Link

Выход известен - цветовая дифференциация штанов. И чтоб цвета были веселенькие.

Но и про цаку не стоит забывать.

Reply | Parent | Thread

Profi

Re: Ку

from: profi
date: июн. 4, 2007 08:33 am (UTC)
Link

-- цветовая дифференциация штанов --

Да не штанов! Какой ты, право, несовременный. Цветовая дифференциация ФОФУДЬЁВ!

И вместо "Ку" - "Слава России". Три раза. С приседаниями. (Для прибалтов - семь раз. С челобиением).

А цака долна быть сделана в форме маленького Царь-Колокола. Увитого звездами, серпами и молотами. При этом она должна не мелдодично звенеть, а информативно стучать.

Вот так это будет и современненько, и гламурненько, и готичненько. :-)

Reply | Parent | Thread | Развернуть

gurbolikov

(no subject)

from: gurbolikov
date: июн. 4, 2007 07:57 am (UTC)
Link

А что в мнении Ткаченко пошлого и что обидного для Стругацких?..

И о Толстом, по ходу: никогда читать романы и повести Льва Толстого Церковь не запрещала. Конфликт совершенно в другом, и его творчества касается в очень малой степени. Подробнее писали тут: http://www.foma.ru/articles/91/

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: июн. 4, 2007 08:36 am (UTC)
Link

Пошлостью я называю попытку свести сложную проблему или мотивацию к одной из имманентностей, сделать метафизический вывод по совокупности внешних свойств, предложить "универсальную" модель там, где суть, именно, в специфике.

Серьезный разговор мог бы начаться, например, с отношения христианства к множественности обитаемых миров (кстати, Джордано Бруно уже реабилитировали?). Неплохо было бы затронуть тему миссионерства в связи с прогрессорством. Ну и т.п. А объявить людена Антихристом и Полдень кануном Апокалипсиса - так и видится автор, потирающий руки: "Эк, я их уел!" Постмодернизм, однако.

Про Толстого мы шутили, если Вы не поняли. За ссылку спасибо, факты - вещь нужная.

Reply | Parent | Thread

gurbolikov

(no subject)

from: gurbolikov
date: июн. 4, 2007 08:48 am (UTC)
Link

Невозможно в одной статье рассмотреть все стороны творчества Стругацких, для этого книги не хватит. Ткаченко взял одну проблему: общество коммунистического будущего, и его взгляд имеет полное право на существование, мне кажется, он вовсе не банален. А иные темы, Вами предложенные, очень даже интересны, вполне возможно, что мы об этом попросим кого-то написать. А Вы-то сами думали об этих сюжетах?

Reply | Parent | Thread | Развернуть