?

Log in

No account? Create an account

К вопросу о грамотности

« previous entry | next entry »
мар. 18, 2009 | 02:16 pm

В связи с дискуссиями у mike67 и не только.

Владение нормами орфографии - это маркер. Вопрос лишь в том - маркер чего?

Мне кажется, это - интегральный показатель индивидуальной человеческой истории. Как жил, как учился, к чему стремился, в какие времена, какая семья, везло - не везло в жизни, к чему способности имеет, какой психотип, даже какие ценности и т.д.? Как и всякий интегральный показатель, он не дает однозначного ответа на любой из упомянутых вопросов. Но траекторию в целом помечает. Точнее говоря, резко снижает размерность пространства жизненных траекторий, позволяет при точном знании считанных реперных точек реконструировать с небольшой погрешностью весь маршрут, а значит (и это важно) и текущее состояние субъекта.

Условно говоря, нувориш с неполным средним может научиться носить костюм от хорошего кутюрье (достаточно нанять толкового консультанта), а дауншифтер - замаскировать гарвардский диплом неаккуратной щетиной и обносками. С грамотностью все сложнее: дело даже не в невозможности коренным образом улучшить ее в короткие сроки, а в отстутствии мотивации, поскольку в большинстве случаев пациент даже не осознает это как проблему. Я бы и сам, возможно, не осознавал, если бы в свое время (когда нас, малолеток, не спрашивали о наших желаниях-нежеланиях) в меня не вклеили эти искусственные и иррациональные нормы. Кстати, чем нормы искусственнее - тем индикатор лучше индицирует.

Пусть социальные лифты ездят быстрее и возят дальше, но на любой промежуточной станции хранятся твои отпечатки пальцев. И это, скорее, хорошо, чем не.

Link | Leave a comment | Поделиться

Comments {25}

mike67

(no subject)

from: mike67
date: мар. 18, 2009 12:37 pm (UTC)
Link

Я бы еще раз указал на важность той границы, за которой человек уже не стремится хотя бы замаскировать свою неграмотность.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 12:41 pm (UTC)
Link

Ну да, осознает как проблему, но решает ее оригинальным способом. Тоже маркер выразительный.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: мар. 18, 2009 01:42 pm (UTC)
Link

Для меня это как раз маркер того, что проблема еще осознается.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: мар. 18, 2009 04:06 pm (UTC)
Link

Посмотрел, с кем Вы об узком круге. Aka_b_m. Похоже, круг действительно узок.

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 04:08 pm (UTC)
Link

Ага. Мы с ним одну школу заканчивали.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: мар. 18, 2009 04:19 pm (UTC)
Link

Кстати, все забываю спросить, как оцениваете итоги переговоров сегодняшних? "5+2" протолкнули - это ж явный успех Кишинева?

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 04:33 pm (UTC)
Link

Текста заявления пока не видел, но, насколько я могу судить, это - действо сугубо электоральное, а не реалполитик. Единственное, что от Смирнова совсем не зависит и о чем давно с Россией договорились, это - перевод миротворческой миссии под мандат ОБСЕ. Но непонятно, когда. Если после урегулирования, то прорывом не назовешь. А то, что "5+2" не объедешь на хромой козе, Россия давно поняла, иллюзий нет.

Reply | Parent | Thread

Avrukinesque

(no subject)

from: avrukinesku
date: мар. 18, 2009 12:39 pm (UTC)
Link

Надо же. Как раз заглянул в какого-то (очередного) великого фотографа - из тех, в кого никогда второй раз не заглянешь, и подумал: недаром он полуграмотный. Подумал я это - и пришло сообщение о Вашем посте. Посту. Какие мелкие, но все же милые синкронисити нонче пошли.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 12:45 pm (UTC)
Link

Дык, информационное общество, чай, построили. А представляете, до исторического материализма? Сиди и жди небесного знамения. Так и просидишь всю жизнь, не дождавшись.

Reply | Parent | Thread

Avrukinesque

(no subject)

from: avrukinesku
date: мар. 18, 2009 12:49 pm (UTC)
Link

Вместо телевидения приходилось смотреть массовые видения. Не жизнь, а малина черт знает что.

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 12:59 pm (UTC)
Link

Энгельс писал, что это был необходимый этап социальной эволюции. По поводу чего Маркс заметил, что смысл этого этапа был в развитии производительных сил для промышленной дОбычи псилобицина. Как только качество и массовость видений превысили пороговые значеня, наступила цивилизация.

Reply | Parent | Thread

Avrukinesque

вопрос из зала

from: avrukinesku
date: мар. 18, 2009 01:01 pm (UTC)
Link

Скажите, а цивилизация всем наступила? Или только в отдельно взятых нами странах?

Reply | Parent | Thread

pussbigeyes

Re: вопрос из зала

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 01:07 pm (UTC)
Link

Наступила всем, но не одновременно и на разные части тела.

Я, кстати, прозреваю глубокую астральную связь между золотым миллиардом и золотым треугольником.

Reply | Parent | Thread

B M

(no subject)

from: aka_b_m
date: мар. 18, 2009 12:45 pm (UTC)
Link

Да, в русском это пока так. К счастью, ИМХО.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 12:48 pm (UTC)
Link

Пока. Но по косвенным признакам, лет через двадцать такие разговоры можно будет вести только ночью на кухне под одеялом в крайне узком маргинальном сообществе под тремя замками.

Reply | Parent | Thread

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: мар. 18, 2009 01:19 pm (UTC)
Link

Несколько вопросов. Извините, что вываливаю кулем.
Упомянутый "Гарвард" человека делает кем? Сумма этих людей решает что? Хоть что-то еще решает? А завтра будет решать?
Кстати, "Гарвард" не теряет в грамотности? Что-то мне кажется, что процесс глобальный.
Опасность понижения планки, в частности, в том, что грамотность – один из признаков интеллектуального качества продукта. Не единственный, не достаточный и т.д., но когда его убирают, какие основания не верить этому источнику звуков? Грамотность до сих пор хорошо выявляла тип говоруна безудержного, порожденного электронными СМИ – жириновский, телеведущий соловьев и пр. Просто лакмусова бумага. Помните шукшинский рассказ "Срезал"? Электронные медиа выдвигают на сцену вот таких опасных словоблудов.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 02:04 pm (UTC)
Link

Смотрите, маркер не расставляет оценок. Он фиксирует данность. Дает возможность определиться в координатах "свой-чужой".

Тем более, что и про субъекта, пользующегося маркером, мы ничего не знаем. Может, ему, как раз, позарез хочется ограничить круг общения людьми, пишущими "не смотря на". Или взять на работу.

Т.е. есть возможность социализации по граматической эквивалентности. А кто хороший, кто плохой, кто главный - на это нет ответа. Вчера в определенных стратах правили "дети Розенталя". Сегодня уже не так. Вот и все.

Нам с Вами хочется, чтобы больше было таких, как мы. Но тренд не утешает. А источник звука адекватен: про солидного Господа для солидных господ мы уже знаем, там же рядышком пацанский Смотрящий дял крутых пацанов круги нарезает.

Reply | Parent | Thread

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: мар. 18, 2009 02:39 pm (UTC)
Link

Дети Розенталя – отлично.

Reply | Parent | Thread

Денис Кошка

(no subject)

from: denkoshka
date: мар. 18, 2009 04:15 pm (UTC)
Link

Интересная мысль.

Завтра-послезавтра сделаю репост у себя, если можно?

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 18, 2009 04:16 pm (UTC)
Link

Пожалуйста. И можно без спросу, если что.

Reply | Parent | Thread

Денис Кошка

(no subject)

from: denkoshka
date: мар. 18, 2009 06:17 pm (UTC)
Link

Спасибо.

PS: Да просто интеллектуальная собственность - штука деликатная, мало ли что. Перестраховываюсь.

Reply | Parent | Thread

Andrey

(no subject)

from: oder_k
date: мар. 19, 2009 12:52 am (UTC)
Link

Хороший пост, глубокий. Спасибо. "чем нормы искусственнее - тем индикатор лучше" - очень точное наблюдение. На самом деле, далеко не только к грамотности относится.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: мар. 19, 2009 08:35 am (UTC)
Link

Культура - это насилие. Дима Быков сказал бы "изживание имманентностей".

Reply | Parent | Thread

Andrey

(no subject)

from: oder_k
date: мар. 19, 2009 12:54 pm (UTC)
Link

да.

Reply | Parent | Thread