pussbigeyes (pussbigeyes) wrote,
pussbigeyes
pussbigeyes

Назвал историка пророком

Вчера за ужином попросил у специалиста разъяснений по поводу этимологии некоторых топонимов. В результате выслушал двухчасовую лекцию взахлеб, идущую несколько вразрез с моими бытовыми представлениями, так что не могу не поделиться отдельными тезисами, злонамеренно вырванными из контекста.

...Ветхозаветный Гомер, сын Ноя - это персонификация киммерийцев. В северном Причерноморьи киммерийцев никогда не было (забудьте Волошина и всю сопутствующую традицию), там были скифы, а потом сарматы...

...Для правильного понимания канонических текстов нужно помнить, что в VШ-VI в.до н.э. традиция претерпела кардинальные изменения. Вообще, Темные века (с XШ по VШ вв. до н.э.) - особый период, нет письменных памятников, вероятно, письменности не существовало. Считается, что появление в XIV-XШ вв. до н.э. нового типа воинов - всадников, стреляющих из лука (особые поводья, стремя - своеобразная технологическая революция) - поставило крест на традиционных культурах и остановило прогресс на добрых полтысячелетия. То, что классическая наука считает описанием реальных событий (например, Илиада) - это апокрифические пророчества сугубо апокалиптического свойства, истории о царствах мертвых. Так, троянский конь находится в прямой связи с древним обычаем хоронить воина в чреве убитого коня. Илиада изобилует анахронизмами, поскольку пытается связать воедино микенскую и греческую культуры. Кстати, именно к этому периоду (VШ-VI в.до н.э.) относится появление первых пророков на страницах Ветхого Завета. Иными словами, тогда были впервые записаны сказания-пророчества, появившиеся как реакция на упомянутый "слом времен" и изустно передававшиеся из поколения в поколение...

...На рубеже эр многие народы утеряли традицию погребальных обрядов. Им становится все равно, что делать с телом. Евангельское "пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов" только фиксирует этот факт...

...В пятом веке нашей эры смена ценностной парадигмы, связанной с аскезой и отказом от неограниченного потребления (христианство оформило этот тренд в философский канон), погружает мир в средневековье. Снижение потребительского спроса, ага. Только малый ледниковый период (XIV в н.э.) сделал невозможным дальнейшее экстенсивное развитие и стал толчком к Возрождению...

...Скептическое направление в исторической науке набирало силу еще в позапрошлом веке, но Шлиман испортил им всю малину до конца прошлого века. Изложенное выше (и многое другое) является сейчас мейнстримом в виде научного фольклора, пока не оформленного в единую концепцию. Лет через десять этот подход будет уже общим местом...

Комментарии приветствуются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments