?

Log in

No account? Create an account

Назвал историка пророком

« previous entry | next entry »
июл. 2, 2009 | 12:51 pm

Вчера за ужином попросил у специалиста разъяснений по поводу этимологии некоторых топонимов. В результате выслушал двухчасовую лекцию взахлеб, идущую несколько вразрез с моими бытовыми представлениями, так что не могу не поделиться отдельными тезисами, злонамеренно вырванными из контекста.

...Ветхозаветный Гомер, сын Ноя - это персонификация киммерийцев. В северном Причерноморьи киммерийцев никогда не было (забудьте Волошина и всю сопутствующую традицию), там были скифы, а потом сарматы...

...Для правильного понимания канонических текстов нужно помнить, что в VШ-VI в.до н.э. традиция претерпела кардинальные изменения. Вообще, Темные века (с XШ по VШ вв. до н.э.) - особый период, нет письменных памятников, вероятно, письменности не существовало. Считается, что появление в XIV-XШ вв. до н.э. нового типа воинов - всадников, стреляющих из лука (особые поводья, стремя - своеобразная технологическая революция) - поставило крест на традиционных культурах и остановило прогресс на добрых полтысячелетия. То, что классическая наука считает описанием реальных событий (например, Илиада) - это апокрифические пророчества сугубо апокалиптического свойства, истории о царствах мертвых. Так, троянский конь находится в прямой связи с древним обычаем хоронить воина в чреве убитого коня. Илиада изобилует анахронизмами, поскольку пытается связать воедино микенскую и греческую культуры. Кстати, именно к этому периоду (VШ-VI в.до н.э.) относится появление первых пророков на страницах Ветхого Завета. Иными словами, тогда были впервые записаны сказания-пророчества, появившиеся как реакция на упомянутый "слом времен" и изустно передававшиеся из поколения в поколение...

...На рубеже эр многие народы утеряли традицию погребальных обрядов. Им становится все равно, что делать с телом. Евангельское "пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов" только фиксирует этот факт...

...В пятом веке нашей эры смена ценностной парадигмы, связанной с аскезой и отказом от неограниченного потребления (христианство оформило этот тренд в философский канон), погружает мир в средневековье. Снижение потребительского спроса, ага. Только малый ледниковый период (XIV в н.э.) сделал невозможным дальнейшее экстенсивное развитие и стал толчком к Возрождению...

...Скептическое направление в исторической науке набирало силу еще в позапрошлом веке, но Шлиман испортил им всю малину до конца прошлого века. Изложенное выше (и многое другое) является сейчас мейнстримом в виде научного фольклора, пока не оформленного в единую концепцию. Лет через десять этот подход будет уже общим местом...

Комментарии приветствуются.

Link | Leave a comment | Поделиться

Comments {7}

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: июл. 2, 2009 10:38 am (UTC)
Link

Охмурил Вас ксендз специалист по топонимам.
Но интересно, конечно. Вечером прочту.
Наспех могу поделиться тем, что недавно вычитал у Гиббона: скифы – понятие, мягко говоря, собирательное. Римляне, чтобы не морочиться, скифами называли всякую орду на берегах Понта, включая готов, пришедших туда из Скандинавиии. Вроде бы готы и были когда-то сарматским племенем, потом откочевали в нынешнюю Швецию, жили одним королевством со свевами, опять потянулись в теплые края, где встретили забытую родню – "ортодоксальных" сарматов вроде аланов... Темная история, темные века, черт ногу сломит.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: июл. 2, 2009 10:44 am (UTC)
Link

Охмуритель принадлежит к вот этой школе.

Reply | Parent | Thread

Владимир Потапов

(no subject)

from: vladimirpotapov
date: июл. 2, 2009 10:49 am (UTC)
Link

Прекращаю недозволенные речи. С интересом прочту.

Reply | Parent | Thread

Avrukinesque

(no subject)

from: avrukinesku
date: июл. 3, 2009 09:04 am (UTC)
Link

Неужели воин запихивался без остатка в чрево коня?

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: июл. 3, 2009 11:07 am (UTC)
Link

Скифские математики пренебрегали остатком и проводили воинские арифметические операции "по модулю коня". Примером таких операций над скифками могут служить т.н. "скифские бабы".

Reply | Parent | Thread

B M

Пока не забыл, что хотел откомментить.

from: aka_b_m
date: июл. 4, 2009 02:07 am (UTC)
Link

Сближение Гомера с киммерийцами - слышал такую гипотезу, анализа не помню. Традиция, "сопутствующая Волошину" - это, вообще-то, Геродот.
Несуществование письменности в Тёмные века - сильны тезис, мда. Но проблемы были, поэтому спишем на художественное преувеличение. С технологической революцией немного странно - традиционно считается, что эпоху войн и разрушений породило железное оружие в первую очередь. Стремя изобрели на Дальнем Востоке на рубеже III и IV веков НАШЕЙ эры. В упряжи, элементом коей являются поводья, непрерывно происходили изменения, но (относительно) самое важное - появление металлических двучленных удил - это бронзовый век, колесницы. Всадничество развивалось независимо в разных местах и в "зону цивилизации" проникло уже ПОСЛЕ тёмных веков. Рисунок всадника с более-менее современной посадкой - Ассирия, VII в. до н.э. Улучшения в поводьях дали возможность управлять одной рукой, освободив вторую для оружия, но важней для всадничества были иземения в посадке (и в конструкции седла и удерживающих его элементов сбруи). В любом случае войны Тёмных веков - это ещё не войны всадников, их век начался аккурат после. Захоронения коня рядом - дело обычное, но захоронения В коне - ни разу не встречал, боюсь, это очерердное художественное преувеличение. Вообще я по эпохе не копенгаген, но к конской теме чувствителен и стараюсь не пропускать упоминаний, чтобы самостоятельно пытаться сложить картинку. То, что "время героев" у Гомера и книги пророков в Билблии - примерно одно время, внимание обращали, да. "Героическая поэзия" - это жанр такой, исторически обусловленный, ну, там много всего.
Про проблемы с погребениями на рубеже эр впервые слышу, но, возможно, звон был, просто опять придётся делить на фактор пи.
Отказ от неограниченного спроса - ну, можно и так сказать. Хорошо бы при этом сравнивать - ну, хоть с Китаем, чтобы не увлекаться "монотезисом".
Исторический гиперкритицизм - была такая буква в XIX веке (Дельбрюк, например). Потом полегче стало. Ну а что до научного фольклора, то я не думаю, что он прекратит своё существование через десять лет. Ох, не доживу!

Reply | Thread

pussbigeyes

Re: Пока не забыл, что хотел откомментить.

from: pussbigeyes
date: июл. 4, 2009 10:03 am (UTC)
Link

Спасибо за пространный комментарий, значительно превосходящий по содержательности комментируемый текст. Должен оговориться, что за точность передачи поручиться никак не могу: слишком большой объем информации на меня тогда свалился, чего-то не понял, что-то не так расслышал. С другой стороны, собеседник мой - весьма успешный и, кажется, достаточно известный археолог из круга Л.С.Клейна, М.Б.Щукина и др. Ныне - практикующий политик. Обычно, я с определенной долей недоверия отношусь к опытам применения его научного метода к современной политической антропологии, но я - математик, думаю по другому. История нас уже рассудила: количество попаданий, когда прав был он, а не мой скепсис, находится далеко за пределами статистической погрешности.

Про чрево коней - вероятно, он говорил о совместных с конями захоронениях, проводя аналогию с чревом троянского коня, а я не так услышал. Но мысль была именно такая: Илиада - пророчество о путешествии в царство мертвых.

Про связь всадников с Темными веками, опять же, мог не так запомнить. Про письменность говорилось, что был разрыв между линейным письмом и переходом к греческому алфавиту. Ну и т.д.

А про проблемы с погребениями - это его личный вклад, спрошу - было ли опубликовано.

Reply | Parent | Thread