?

Log in

No account? Create an account

Почему я выбрал математику?

« previous entry | next entry »
ноя. 12, 2006 | 03:19 pm

По просьбе mike67  и в развитие дискуссий последних дней о социальном статусе науки :
http://mike67.livejournal.com/74225.html
http://pussbigeyes.livejournal.com/53470.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/510936.html
http://flying-bear.livejournal.com/226519.html
расскажу о том, почему я выбрал математику. Все получилось само собой.

Родители, практически сразу после университета, оказались в академических институтах. Папа - историк, мама - химик. Оба кандидаты наук. Докторскую папа защитил, когда я был в десятом классе. Для него наука была делом жизни и главным ее содержанием.

Учился я хорошо, то есть на "отлично". Школу закончил с золотой медалью. Интерес к математике появился в классе, наверное, шестом. Это был первый, с точки зрения хронологии, предмет, где накопленный объем знаний давал место для креатива. Факультативы, заочная школа при МГУ, олимпиады. Получалось. Удовольствие испытывал двойное: от самого факта решения трудной задачи (по-моему, это было важнее) и от общественного признания этого факта. Хотя, без второго - кайф был бы неполный. Амбиции пристуствовали.

Тут - отступление. Сейчас мне совершенно ясно, что существовала крепкая инфраструктура развития (и мотивации этого развития) индивидуальных способностей. Меня ждали, во мне были заинтересованы, меня морально поощряли. И это была система, основанная на традициях и определенных ценностях.

До девятого класса жесткой специализации не было. Я участвовал в олимпиадах по физике, химии, биологии, литературе и истории. Родители не пытались влиять на мой выбор, хотя мягко рекомендовали попробовать и что-то более практическое. Кружки по авиамоделизму и радиоделу укрепили меня в уверенности, что руки мои (а возможно, и мозги - это как-то связано) не предназначены для тесного контакта с материальным миром. Девятый класс был уже математическим. И к этому моменту сомнений не оставалось: хочу поступать на математику и работать в Академии наук. Точка принятия решения в памяти не сохранилась. Думаю, ее и не было. Точные науки. И чем точнее, тем лучше. Физика (по крайней мере, школьный курс) казалась недостаточно точной: постоянно требовались какие-то дополнительные соображения, лежащие за ее пределами (если только не понимать под физикой все вокруг, включая здравый смысл, кстати, что это?). Математика же подходила идеально именно в силу ее внутренней замкнутости и недвусмысленности.

Бытовые резоны меня занимали мало. Мы жили скромно, но достойно. Среди школьных друзей дифференциация качества жизни присутствовала: у нас училось немало детей партийно-государственной верхушки (забор отделял школу от "дворянского гнезда" - дома членов ЦК и Совмина), администрации предприятий, торговых работников. Школа была элитная. Но это была другая жизнь, в которую я не мечтал попасть. Не в смысле, и не мечтал, а в смысле, мечтал о другом. Возможность делать то, что интересно, а не просто нечто, за что платят зарплату, казалась самым важным. Я был уверен, что здесь самореализация будет наиболее полной. Образ кабинетного ученого занял место эталонного без каких-либо усилий с моей или чьей-либо стороны.

Собственно, и все. Отрефлексировано в более поздние времена. А тогда даже тени сомнения не возникало. Я об этом просто не думал.

Link | Leave a comment |

Comments {14}

Иванов-Петров Александр

(no subject)

from: ivanov_petrov
date: ноя. 12, 2006 03:21 pm (UTC)
Link

Спасибо, интересны... сходства и различия.

Reply | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: ноя. 12, 2006 10:00 pm (UTC)
Link

А Вы когда и как определились с будущей специальностью?

Reply | Parent | Thread

Иванов-Петров Александр

(no subject)

from: ivanov_petrov
date: ноя. 13, 2006 05:24 am (UTC)
Link

Случайно. Никак не мог выбрать, в конце родители решили, что я читаю о биологии больше, чем на другие темы, решили меня в кружок (это еще был 8 класс), пришли на Биофак - с опозданием, все кружки уже сформировались, был прием только в энтомологический. Стал ходить туда - потом поступал на Биофак и выбрал энтомологию, чтоб два раза не вставать... То же потом - на первом курсе висели объявы - каким группам требуются студенты - в помощь, мол, для участия в научной работе. Попалось объявление - пошел - оттрубил 15 лет, курсовая, диплом-диссер. Всё время одна схема: случайный выбор - и последующее его подтверждение долгой работой, так что задним числом это оказывается не случайно - раз уж столько лет и труда вбито.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: ноя. 13, 2006 07:51 am (UTC)
Link

Выбор случайный, но в спектре сформировавшихся предпочтений. Вы же все-таки на Биофак пошли, а не в МАИ или МИИТ.
Интересно, сейчас есть энтомологические кружки?

Reply | Parent | Thread

Иванов-Петров Александр

(no subject)

from: ivanov_petrov
date: ноя. 13, 2006 08:08 am (UTC)
Link

Да, примерно в спектре... На нынешнее место работы, где я четверть века, я попал по распределению. С местами было трудно, надо было подуетиться - и некоторые из нашего выпуска немного подсуеттились. Я тоже попробовал - потом, вслед за ними. когда мне знакомый сказал, куда и как надо заявление подать... Но у знакомого то ли бабушка была член партии, то ли дедушка правильно воевал - в общем, его анкета оказалась лучше, а место было одно. А мне по распределению предложили вот в нынешнее учреждение, сопроводив знаменательными словами: там просят в лаборанты тихую девушку, и вот мы выбрали Вас, другого места все равно нет, их мы уговорим, что Вы тихий, а Вы там не особо... язык распускайте и вообще. Ну я и пошел работать лаборантом. В спектре сформировавшихся предпочтений. Заодно и научную тему сменил.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: ноя. 13, 2006 08:16 am (UTC)
Link

Ого, четверть века...

Reply | Parent | Thread

flying_bear

(no subject)

from: flying_bear
date: ноя. 12, 2006 03:48 pm (UTC)
Link

Спасибо, очень интересно. Все типично, все знакомо. (Правда, родители наукой не занимались). А вот что вспомнилось занятное - это объяснения моего учителя уже в университете. Смысле такой. Наука - отдушина, где врать можно, но не обязательно. Можно сделать карьеру, будучи нечестным (как везде), но, что менее тривиально, можно добиться всего (в том смысле, как это "все" мог понимать советский человек) _только_ за счет таланта и напряженной работы.

(Конечно, речь шла о физике, а не об общественных науках, где, полагаю, прессинг был несопоставимо сильнее).

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: ноя. 12, 2006 06:16 pm (UTC)
Link

Да, с общественными науками было сильно по-другому. Папа этим летом (через две недели его не стало) признался, что в 60-е выбрал тему революционной борьбы в Бессарабии, потому что среди подпольщиков было много евреев. И вводил по одному, с боями, доносами в ЦК, имена в обиход. Только последние 10 лет мог открыто заниматься тем, чем всегда хотел. Погром 1903, Джойнт, еврейская благотворительность и т.п. И до последнего дня...

Сам я, честно говоря, обо всем этом не думал. Я, вообще, тогда маловато думал о том, о чем следовало бы. Но получилось удачно.

Reply | Parent | Thread

mikluha_maklai

(no subject)

from: mikluha_maklai
date: ноя. 12, 2006 11:34 pm (UTC)
Link

> Наука - отдушина, где врать можно, но не обязательно. Можно сделать карьеру, будучи нечестным (как везде), но, что менее тривиально, можно добиться всего (в том смысле, как это "все" мог понимать советский человек) _только_ за счет таланта и напряженной работы.
(Конечно, речь шла о физике, а не об общественных науках, где, полагаю, прессинг был несопоставимо сильнее).

О, сколько раз я судьбу благословил (с) за то, что работал в области технических, а не общественных наук ;)

Reply | Parent | Thread

kdv2005

(no subject)

from: kdv2005
date: ноя. 12, 2006 07:33 pm (UTC)
Link

Спасибо за интересный рассказ. И в самом деле, много узнаваемого, особенно для меня, провинциала. Только мне кажется, что название "как я выбрал математику" было бы точнее.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: ноя. 12, 2006 09:34 pm (UTC)
Link

Да, Вы правы. Вопрос "почему" тогда даже не стоял.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: ноя. 12, 2006 09:15 pm (UTC)
Link

Однако, как приятно читать. Смешно, но ведь и меня родители уговаривали заняться чем-то более практическим, хотя сами были с университетским образованием. Отец - математик, мать - искусствоведение закончила, работала художником.
То есть действительно ведь плевали мы все тогда на эту практическую составляющую, и сомнений не было...

А вот насчет "Меня ждали, во мне были заинтересованы, меня морально поощряли". Я то согласен с формулировкой, но в чем это проявлялось? Было такое, но сам я внятно не могу перечислить.

Reply | Thread

pussbigeyes

(no subject)

from: pussbigeyes
date: ноя. 12, 2006 10:18 pm (UTC)
Link

У нас была воскресная матшкола, та же заочная школа МГУ, вся система олимпиад, книжка "Международные олимпиады по математике", журнал "Квант". Учителя, которые не жалели времени на таких, как я. И все это было в той или иной форме связано с соревновательностью. И все это было не "для галочки". Существовала система, аттрактор, с ограниченной, но достаточно широкой областью притяжения. И она работала.

Reply | Parent | Thread

mike67

(no subject)

from: mike67
date: ноя. 12, 2006 10:48 pm (UTC)
Link

Да... Я вспоминаю все эти кружки, секции, научно-популярную литературу, "Науку и жизнь" ту же, конкурсы, олимпиады...

Reply | Parent | Thread