pussbigeyes (pussbigeyes) wrote,
pussbigeyes
pussbigeyes

В поисках жанра - VIII

Окончание. Начало - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Теологические и философские выводы

С учетом всех перечисленных методологических предостережений, мы можем, наконец, задать себе вопрос о теологических (и философских) уроках проблемы сингулярности в ее развитии космологией XX века.

1. Она дает сильный аргумент против ньютоновской концепции творения, т.е. против идеи абсолютного пространства и абсолютного времени, существующего "вечно" (своего рода, sensoria Dei - воплощения всемогущества и вечности Бога) и Бога, творящего энергию и материю в некотором месте абсолютного пространства в определенный момент абсолютного времени. Даже классические сингулярности едва ли согласуются с такой идеей творения. В классических сингулярностях пространство-время разрушается, и ньютонова концепция творения может быть сохранена только утверждением, что классические сингулярности - это, скорее, артефакт метода, чем аутентичный элемент теории. Такая возможность, однако, практически исключается теоремами о существовании сингулярностей.

2. Современный теолог должен рассматривать возможность возврата к традиционной доктрине, что творение Вселенной - это вневременной (и внепространственный) акт. Начиная со второй половины XIX века, некоторые физические теории (термодинамика, статистическая механика, какие-то данные теории элементарных частиц) предполагали, что время - существенно макроскопический феномен, связанный со статистическими свойствами большого числа физических единиц (частиц), и многие современные модели и предложения (содержащие квантовую гравитацию) очень ранней стадии Вселенной описывают эру Планка как вневременную и внепространственную. Наиболее радикальной, с этой точки зрения, является некоммутативная модель, в которой локальный подход исключен самой природой некоммутативной геометрии. Было бы непоследовательным рассматривать творение как погруженный во время процесс и одновременно утверждать, что начало Вселенной является вневременным.

3. Некоторые теологи и философы (особенно, из школы Уайтхеда) утверждают, что существование в "скоротечном времени" - онтологическая необходимость. Тот факт, что построена вневременная математическая модель физического мира (в его эру Планка), опровергает это утверждение. Главный аргумент этих теологов и философов в том, что вневременной Бог был бы статичной сущностью без возможности действовать, является ошибочным. Интересно посмотреть, с этой точки зрения, на модель эры Планка. В физике мы обычно описываем движение в терминах векторных величин. Например, скорость движущейся точки - это касательный вектор к кривой, описывающей траекторию этой точки. Кривая параметризуется временем, и, чтобы представить скорость движущейся точки в данный момент времени, мы выбираем касательный вектор к этой кривой в точке, соответствующей этому моменту времени. В физических моделях, основанных на некоммутативной геометрии, нет ни точек, ни моментов времени, и, следовательно, ни касательных векторов в данных точках. Все эти понятия локальны и в этом своем качестве не имеют аналогов в некоммутативной постановке. Однако, стандартная (коммутативная) динамическая система (например, движущееся тело) может быть описана в терминах векторных полей, а векторное поле, являющееся глобальным понятием, имееет некоммутативное обобщение, называемое производной некоммутативной алгебры. Мы не можем здесь вдаваться в детали, но достаточно вспомнить, что векторные поля в обычном (коммутативном) пространстве также являются производными некоторой алгебры (алгебра гладких функций на этом пространстве). Можно осмысленно говорить о некоммутативной динамике (без отсылки к таким локальным понятиям, как точка или момент времени), если только описывать некоммутативную динамику в терминах производных соответствующей алгебры. Поэтому, обобщенная динамика возможна даже в отсутствие обычного понятия времени. Заметим, что эта некоммутативная динамика не является просто обычной динамикой, перенесенной в новую понятийную среду, но, скорее, динамикой в истинно обобщенном смысле. Одно из существенных свойств этого обобщения состоит в замене всех локальных элементов их глобальными двойниками (если они существуют).

(Именно после прочтения этого пассажа я окончательно решил потратить время на изложение текста Хеллера в ЖЖ. - прим.Pussbigeyes)

Как и всегда в подобных ситуациях в физике, соответствие с предыдущими теориям является важным. Это условие выполняется и здесь, если коснуться темпоральных свойств нашей модели. Можно показать, что когда мы пересекаем порог Планка, сначала появляются некий временной порядок, и только затем возникает пространство-время.

4. Последнее свойство раскрывает некую относительность концепции начала Вселенной. Если мы рассматриваем начальную сингулярность как физического двойника теологического понятия начала Вселенной, мы должны сказать, что, с точки зрения макроскопического наблюдателя,  Вселенная имела свое начало конечное число лет назад, но, с точки зрения фундаментального уровня (предполагая ее существенную некоммутативность), само понятие начала является бессмысленным. В свете этого результата, может быть интересно вернуться к другой традиционной доктрине, отстаиваемой Фомой Аквинским, что начало Вселенной и творение Вселенной - два совершенно различных понятия. Поскольку творение Вселенной есть ничто иное, как зависимость Вселенной в ее бытии от Первопричины, можно думать без опасности противоречия, что созданная Вселенная существует от минус бесконечных времен. Зависимость в бытии не требует инициации бытия. Я подчеркиваю снова, что некоммутативная модель не доказывает или влечет за собой традиционную доктрину начала и творения, она только демонстрирует ее логическую последовательность.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments